Статья Ю. Рыченкова о творчестве В. Бояринова

вторник, 9 июля, 2019

НОВЫЕ ГРАНИ ТАЛАНТА ВЛАДИМИРА БОЯРИНОВА

 

Да, мы по-прежнему мечтою сердце лечим

В недетский бред вплетая детства нить…

М. И. Цветаева

 

Всем, кто интересуется русской классической и современной поэзией хорошо знакомо имя Владимира Бояринова, как поэта, которому под силу самые различные поэтические жанры. Времена меняются, но основные, наиболее важные темы поэзии остаются неизменными. Читая книги Владимира Бояринова, мы с удивлением узнаем в нескольких строчках свои собственные чувства и переживания. Множество примеров связи времен можно найти в его лирике. Его поэзия словно вступает в противостояние с расхожими утверждениями, что «люди теперь не те, что прежде». На самом же деле, во все времена людей разных стран волновали схожие темы – тема любви, родной страны, смысла жизни, жизненных ценностей. Во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой. Чтобы его стихи стали истинными стихами, вних должна прослеживаться «судьба поэта». Да, писать на «высокие темы» проще, но как мы можем легко увидеть, в истории остаются в основном поэты, неравнодушные к своему времени, живущие не только своей фантазией, но и настоящим. Наверное, поэтому недавно появилась книга Владимира Бояринова «Украинские пляски». Поэт не мог остаться равнодушным к переломным событиям в судьбе двух братских народов: русского и украинского, выступив в совершенно новом качестве, проявив себя мастером тонкой сатиры.

Поэту хорошо известен постулат, который гласит, что талант дается не каждому, но талантливый человек тем более должен много работать, чтобы не остановиться в своем развитии. И вот Владимир Бояринов удивляет, в хорошем смысле этого слова, совершенно неожиданной новой книжкой «Медведь с мишкою дружил». Книгой для детей! И в этом тоже проявляется его глубинная связь с русской классической поэзией: думать и творить, продолжая великие русские традиции. Стихи, написанные специально для детей, традиционно занимают существенное место – это значительное явление русской литературы и культуры в целом. Дети должны расти на стихах – ритм, рифменное ожидание, чистота звука, неожиданные образы, словесная игра – все это воспитывает вкус, чувство меры и такта, а главное, исподволь формирует в человеке любовь к родному языку и навыки литературной речи. Для настоящего поэта – это отдельная тема. Вспомним, например, что О. Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека:

 

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

 

Одним из источников вдохновения для И. Бунина был мощно бьющий родник детских воспоминаний. Вот строки из его стихотворения «При свече»:

 

Сердцем помню только детство:

Все другое– не мое.

 

На самом деле, далеко не в каждом взрослом сознании сохраняется эта уникальная детская способность выдумывать целые миры, такие настоящие для ребенка.
Может быть, в какое-то время поэт вдруг понимает, что огромный пласт литературы проходит мимо.Ведь детская поэзия – самая чистая, самая трогательная, она – как колыбель мира. В детской поэзии совсем нет времени. Это нетронутый никем, рождающийся, чистый мир. Достаточно окунуться в стихию творчестваК. И.Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. Существует множество категорий детской поэзии. Каждая из них направлена на проработку важнейших составляющих личности ребенка: одна работает с психологией ребенка, другая – с его речью, третья – с его мировоззрением, четвертая – с воображением. Но чтобы всё это дошло до сознания ребёнка, нужно владеть особенным языком. Вспоминается выражение А. И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».Можно сказать, чтоА. Пушкин (для всего народа в целом), и Чуковский (для ребятишек в частности) – великие творцы того драгоценного русского языка, которым мы с вами владеем. Сколько сил отдал Чуковский, изучая становление детской речи! И ещё интересно его замечание: «Не думайте о детях, когда пишете детские стихи…» Классическая детская поэзия не устарела и в наши дни. Наоборот, она приобретает особое значение, ведь она воспитывает вкус не только к литературе, но и к языку, бесконечно стертому и замусоренному в наших буднях. Безусловно, сама необычность образов, более глубокий смысловой ряд поэтических произведений серебряного века и в наши дни способствуют развитию молодой личности. Читаем стихотворение «Так» М. Цветаевой:

 

«Почему ты плачешь?»–«Так». –
«Плакать «так» смешно и глупо.
Зареветь, не кончив супа!
Отними от глаз кулак!
Если плачешь, есть причина.
Я отец, и я не враг.
Почему ты плачешь?»–«Так». –
«Ну какой же ты мужчина?
Отними от глаз кулак!..»

 

Или вдруг строчки В. Маяковского «Этот зверь зовется лама,  / Лама-дочь и лама-мама…» Хлесткие, музыкальные, сочные, четкие. Поэты играют не со словом. Они играют со всем вокруг, вертят наш закостенелый, традиционный мир, задают неудобные вопросы, переворачивают все с ног на голову. Взять вот хотя бы Юнну Мориц.Почитайте фрагмент её знаменитой «Бабушки»:

 

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!

 

И ещё одно замечание: детская поэзия– это род искусства, только особого. И настоящий детский поэт – явление уникальное. Возможно, даже более редкое, чем талантливый поэт для взрослых. Лучшие детские стихи – законные факты поэзии. Даже М. Горький со своего политического олимпа вещал: «Я утверждаю, что с ребенком надо говорить забавно, ибоговорить детям суконным языком проповеди – это значит вызывать в них скуку».Воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Детская поэзия – это поэзия чувства. В своих «Заповедях старого сказочника» К.Чуковский перечисляет критерии стиха: «Графичен ли стих? подвижен, разнообразен и изменчив ли сюжет? лирична ли словесная живопись? высока ли музыкальность? являются ли рифмы главными носителями смысла фразы? и т.д.»Такие оценки могут делать взрослые дяди и тети, посещающие литературные студии. А ребенок оценивает стих целиком – «нравится или нет»?

Читая книжку Владимира Бояринова, первое, что хочется отметить: поэт обладает тончайшим чувством юмора, обращенного и к детям, и к взрослым одновременно; он великий мастер комедии положений. Чуть ли не каждый его сюжетный стих – это маленькая история, но рассказанная с таким задором, с такой поэтической лихостью, так точно по интонации и остроумно с точки зрения стихотворной техники, что чтение превращается в большую радость.Эти стихи, вроде бы, непритязательны, и мир детства в них традиционен, спокоен и привычен. Нужно иметь по-настоящему поэтическое зрение, чтобы вычленить в нем главное, а этим главным, как нередко бывает, становится то, что ускользает от глаза, и только взгляд любопытного ребенка (вернее, взгляд поэта, которым тот одаривает ребенка) способен остановиться на этой до поры до времени скрытой тайне. Так в стихотворении «Такие разные бабушки» творятся истинные чудеса:

И гроза грохотала

Как будто железную книгу листала.

И с каждой страницы

Слетали зарницы.

А ветер был сильный и смелый какой!

За молнии голой хватался рукой.

Он брал их в охапку

И складывал в шапку!

 

В стихотворении «Чудеса в решете» на небесах случаются невероятные события:

 

Медведь по небу летает,

Тучку рваную латает, –

В ней огромная дыра –

Дождик льёт, как из ведра.

 

Но оказывается, что невероятные события после этого совершаются и на земле:

 

Дима поутру проснулся,

Сам оделся, сам обулся

И зарядку сделал Сам.

Тут конец чудесам.

 

Или: «Тучка солнышка ждала. /А под утро ей приснилось, /Будто в лебедь превратилась…». Или: «Месяц молодой /Вышел из тумана /В полный рост, /Вынул из кармана /Пригоршню звёзд. /Посмотрел на север, /Посмотрел на юг. /Звёздами засеял /Всё вокруг!»С истинно детской фантазией написано стихотворение «Что может котёнок». Оказывается ему вполне по силам: «Покатить яблоко к пруду», чтобы: «Сделать яблоко луной». А какое изумительное превращение в стихотворении «Весеннее утро»: «Лещ хлестнул хвостом об лёд – /И начался ледоход».Какая прелесть «хлестнул хвостом». Невозможно без улыбки представить себе ситуацию, когда отставной солдат Тарас спас от пожара загоревшуюся речку:

 

Он огонь потушил,

Себе славу заслужил:

«Я тушил не водой,

А своей бородой!»

 

Эти простые, но такие неожиданные сопоставления превращают весь мир в загадочный ребус, который хочется – и необходимо! – разгадатьмаленькому читателю или слушателю. А книжка, между тем, обретает многофункциональную мягкость и лиричность. Ведь дети радуются новому – как никто! Новые впечатления приносят им чувство обновления и насыщают духовный мир. Но как же непросто научиться определять эту «дозу» новизны, и затем нешаблонно, и действительно поэтически передать в стихах свои чувства, естественную метафоричность, сказочность. Как стать для ребенка первооткрывателем!?Мне кажется, Владимиру Бояринову это удалось в полной мере.

И вот почему. Читая книгу, становится совершенно очевидным, что это не просто собрание стихов для маленьких детишек. Автор находит ответы на вопросы, без которых вообще не может существовать поэзия для детей. А именно: оказывает ли стихотворение неизгладимое впечатление? Заставляет ли стихотворение увидеть мир по-новому? Пробуждает ли желание задуматься? Дает ли импульс к фантазии, будит ли воображение? Хочется ли такое стихотворение заучить наизусть и поделиться радостью с другим?  Присутствует ли в стихотворении весомая поэтическая суть, под которой можно подразумевать глубокую мысль или не ясное, на первый взгляд поэтическое очарование, которое воспринимается не только разумом, но и прежде всего чувствами, потрясает, как открытие и, вследствие этого, ощущается как неожиданная эстетическая радость. Кроме всего прочего стихи просто обязаны нести функцию и познавательную, и воспитательную. Виртуозно написана, я бы сказал, настоящая поэма для детей «Меня потеряли». Поэма об отважном котёнке, который преодолевая страх, идёт на зов и спасает потерявшихся тигрят. И как вознаграждение за смелый поступок, маленький герой услышал в свой адрес восторженные восклицания:

 

Какой полосатый!

Чудесный какой!

И даже усатый!

И весь золотой!

 

Или в стихотворении «Хорошо» про трудягу бобра безо всякого назидания: «Хороша поленница! /Хорошо тому живётся, /Кто не ленится».Как ароматно звучит совет озабоченному Федоту: «Надо выполнить работу: /Прогнать сон /За семь сёл. /Лень – за семь деревень». Сказка «Про упрямого бычка» перекликается со знаменитой «Бабушкой» Ю. Мориц:

Ты сиди, а я пойду

За тебя играть в саду.

Я поем на завтрак кашку.

Выпью чашку молока.

Расскажу ребятам сказку

Про упрямого бычка.

 

Маленькое стихотворение «Золотое зёрнышко», понятное и интересное, несёт скрытый и глубокий смысл, разгадывая и понимая который, ребенок на ступеньку выше поднимается из своего детского состояния к более взрослому уровню миропонимания и мировоззрения. Помочь ребенку научиться самостоятельно мыслить – это ли не цель детского поэта. Приведу стихотворение полностью:

 

Выглянуло из тумана

Утреннее солнышко,

Выронило из кармана

Золотое зёрнышко.

 

Как из этого зерна

Всходит колосом весна,

Всходит, прорастает,

Снег с полей сметает.

 

Или ещё пример, который непременно заставит задуматься маленького читателя: «Дуб зелёный услыхал, /Долго думал думу, /Долго ветками махал, /Много было шуму. /За ночь листья пожелтели /Инаутро облетели».

Но может быть самая главная функция детской поэзии – это прививка доброты маленьким читателям и слушателям. Путь к разуму через сердце – это тот самый надежный путь воспитания, и формирования личности, который надежней всяких окриков, приказов или плакатов, призывающих любить природу, не делать тот или иной нехороший поступок, лучше долгих и нудных наставлений и разъяснений.Дети остро чувствуют доброту и сердечное тепло. С радостью воспринимают эти высокие чувства. Здесь совершенно уместно напомнить о продолжении души поэта. Именно через стихотворения – душа автора легче всего находит свое продолжение в душах читателей.Зла не существует в детском сказочном мире. Если обратиться к русской классике, то в сказочном мире К. Бальмонта царит та же идиллия, что и в раннем детстве. От грозы фея улетает на спине стрекозы, волк служит феям и питается травой. Бальмонт утверждал естественное право детей на радости, красоту и бессмертие. Его называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Слово и музыка рождают поэтический образ.Вот пример из «Золотой рыбки»  (из сборника «Только любовь»):

 

В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
 

Чувство сопереживания, соучастия живут только в доброй душе, поэтому Владимир Бояринов привлекает внимание маленького читателя просьбой о помощи одинокому сому, потому что: «И сому очень трудно одному». Или как по-доброму начинается стихотворение «Что за гость»: «Ни ружья у меня, ни собаки». Наконец, поэт просто ведёт доверительную беседу со своими маленькими читателями в стихотворении «Доброе слово»:

 

Надеюсь, ребята, вам тоже понятно,

Что доброе слово и кошке приятно.

 

А мы забываем сказать – и не редко!:

«Сударыня кошка, вот ваша котлетка».

 

Поэт вместе с читателями радуется за маленького зайку, который сумел обмануть охотников и убежать от них: «Вы, охотнички, бегите –/На мой хвостик поглядите!» Или радует подарком медвежонка-карапуза: «Подавай-ка лапку, /Получай-ка шапку».

Владимир Бояринов изменил бы самому себе, если бы и в его детской поэзии не присутствовали философские нотки, которые будят мысль маленького читателя, призывая его к размышлению о прочитанном. Как тут вновь не вспомнить отважного котёнка. Совсем не просто разобраться в истории с «Белой Варварой», которая: «Всё грозит: «Подожду /И дубы подожгу», чтобы: «Получить миллион муравьиных яичек!»Но в итоге: «Разрыдалась, присев на полешко», потому сгорели её: «Спички и дурные привычки!..»Или занимательная история, которая произошла с непутёвым мечтателем медведем Никодимом в стихотворении «Главное дело». Если вместо дела только фантазии и мечты, то вместо дома: «Висят на паутинке /Меж ветвей сосновых /Три вчерашние картинки /И семнадцать новых».И становятся понятными слова комара: «Спасибо время летнее, /Спасибо за последнее, /Недолгое тепло!»и хитрая уловка голодного козла, который перед сном говорит жадному борову:

 

Обычно я под голову

Кладу кочан капустный,

Чтоб сон приснился вкусный…

 

В своих придуманных историях поэт точен, мудр, гуманен, говорит на понятном для маленьких читателей языке, чтобы завоевав их доверие и любовь, взять затем за доверчивую руку и потихоньку повести вперед к вечным и светлым радостям, и мудростям жизни. И незаметно происходит чудо взросления, когда маленький человечек ведёт себя, как мужчина:

 

Заигрался, зазевался –

В полынью попал, промок.

И куда-то задевался

От пальтишка поясок.

 

Я о нём и не жалею

И расплаты не боюсь.

Я и плакать не умею,

Я смеюсь, смеюсь, смеюсь…

 

А взрослея, человек учится любить окружающий мир и проникаться чувством любви к родной земле. Поэтому у Владимира Бояринова в стихах появляются строчки: «Шапки снимают: /Декабрь-боярин, /Январь-воевода, /Февраль-удалец». И возникает яркое ощущение прекрасного в стихотворении «Дудка»:

 

Даже небо стало ниже,

Даже месяц повидней,

Даже звёзды стали ближе

И земля ещё родней!

 

В книге прослеживается глубинная связь с русским народнымфольклором. Можно было приводить множество тому примеров, но в этом нет никакой надобности. Сам поэт освободил меня от этого, посвятив вторую часть книги «потешкам», песенкам и народным загадкам. Не буду подробно останавливаться на технических тонкостях организации стиха. Замечу лишь, что автор в полной мере использовал весь набор тропов и, так называемых, «фигур речи», что позволило ему добиться в целом необходимой в этом случае эвфонии. Стихи, вошедшие в книжку, веселы, остроумны, ритмически отлично организованы,поэтому звучат естественно, по-доброму и понятны для самого маленького читателя и слушателя.Частое использование богатой рифмы вполне оправдано: создаёт нужную звукопись и способствует лёгкому запоминанию текста.

Книга Владимира Бояринова «Медведь с мышкою дружил» – убедительное свидетельство того, что современная детская поэзия живет и в наше суматошное время. Перед нами талантливые стихи, написанные большим поэтом. С ними можно бегать, пры­гать, петь, а ещё можно научиться думать. Умение думать –  самое важное достоинство че­ловека. Попробуйте учиться думать, начиная с этих стихов. Новая книжка Владимира Бояринова приносит в наши дома праздничное настроение. Причем праздник этот достаточно необычный – это встреча с богатствами родного языка, детской речи, тонко и со вкусом интерпретированной автором. И на этом поэтическом поле, где самое важное – это лаконичность, простота, отсутствие назидательности и красота самой поэзии, он заявляет о себе как о большом искуснике и знатоке детской психологии.  

Многое в поэтическом мире забылось, а милые детские «пустяшки», которые знакомы –  не преувеличу–доброму десятку поколений, которые наши бабушки помнили с гимназических лет– сохранились. Сохранятся и детские истории Владимира Бояринова.

 

Ю. Рыченков